Психологи, шарлатаны и мошенники

психологи и шарлатаныРанее автор уже рассказывал о неприятном факте — психология как профессия исключительно привлекает мошенников, шарлатанов и психически нездоровых индивидов. Последних она привлекает своей возможностью самоизлечиться. Первых — возможностью заработать на неясных обещаниях. В результате образования такого специфического «рынка психологических услуг», где все смешалось: психологи, мошенники, сумасшедшие, астрологи, тарологи, маги…, люди  теряются, и не зная к кому обратиться, часто задают в интернете вопрос: «как найти адекватного психолога?» Любому специалисту из области психологии обидно читать и слышать такие вопросы, ведь они свидетельствуют о том, что народ уже неоднократно сталкивался с «неадекватными» психологами… Мы не будем сегодня говорить о том, откуда берутся такие «неадекватные» психологи, а лучше обсудим, как по рекламным объявлениям и беглому анализу сайтов с предложением психологических услуг более менее оценить компетентность психолога, ведь все будут расхваливать себя, и утверждать, что они самые лучшие…, но часто — это далеко  не правда.

Итак, есть два очевидных критерия, достаточно четко указывающих на возможное шарлатанство и непрофессионализм в психологической сфере, образно их можно обозначить как — «пускание пыли» и «раздувание собственной уникальности».

1. «Пускание пыли» чаще всего выражается в демонстрации «высочайшего профессионального уровня и прекрасной подготовки»:

  • множество дипломов, сертификатов и свидетельств, среди которых многие на иностранном языке, (обычно демонстрируются на сайтах) или многочисленные ссылки на сведения об окончании всевозможных российских и зарубежных (как правило, в большом количестве) учебных заведений, выложенные в разделах «обо мне»;
  • длинный перечень регалий и заслуг.

Оба признака почти всегда говорят если не о шарлатанстве, то о низкой профессиональной самооценке. Человек, если он действительно прошел все курсы, на которые ссылается, скорее всего испытывает неуверенность в своем профессиональном уровне либо страх перед клиентами из-за невозможности и неумения им помочь. И главный вопрос — если в год кто-то проходит по три тренинга  и по два курса повышения профессиональной подготовки по 4 месяца каждый (даже если это правда, а не просто цветная бумажка) — когда же он успевает работать с клиентами? Если же у кого-то куча бумажек о повышении квалификации, с указанием времени — два часа, два дня и тому подобные «продолжительные» усовершенствования — снова вопрос — зачем ему все эти бумажки? Ведь за пару часов твое мастерство не взлетит, зато показывая всю эту макулатуру клиентам, ты указываешь им на свою неуверенность и отсутствие опыта.

Когда же «специалист» показывает дипломы «иностранных» учебных заведений и еще рассказывает, что он декан или зам проректора «Цюрихского института» чего-то-там-такого — тут будьте уверены, что в лучшем случае он был в Цюрихе пару раз от силы как турист, а бумажки на немецком языке нужны ему для того, чтобы Вы не смогли их проверить — Вы же не поедите в Цюрих, искать место работы такого психолога?

2. «Раздувание собственной уникальности». В первую очередь проявляется в презентации «уникальных, авторских» методик, которые только и могут помочь Вам! Все, о чем Вы слышали до этого — лишь пустые обещания, а вот «я могу…». В этом месте обычно ссылаются на множество излеченных и осчастливленных пациентов, годы практики, страшные очереди по записи, и пункт приема населения в самом центре столицы нашей Родины.

Еще могут добавить упоминания на изданные или готовящиеся к публикации книги, и легкий намек, что когда «моя новая книга будет опубликована, доктор Курпатов умрет от зависти». Я не знаю на кого может быть направлена такая «реклама», но самое неприятное — она работает! И после знакомства с такими специалистами наши, мало осведомленные в психологических тонкостях люди, долго потом рассказывают знакомым о «беспомощности» психологии и психологов, и далеко не всегда догадываются, что имели дело с проходимцами и шарлатанами, не имеющими никакого отношения к психологии.

Самое забавное объявление такого типа, которое я случайно увидела в интернете совсем недавно звучало приблизительно так:

Высококвалифицированный психолог, дипломированный в США, практика более 500 клиентов, решит любые Ваши проблемы, прием Чистые Пруды.

Переводя такой текст на язык реальности, Вы должны понимать, «дипломированный в США» — означает «нет образования по психологии», «более 500 клиентов» — означает «даже не представляет, как создается психологическая практика и сколько людей может принять психолог»,  «решит любые Ваши проблемы» — хвастливая ложь с целью заманить доверчивых клиентов, а «прием Чистые Пруды» — значит «дешево не отделаетесь».

Еще один хороший способ определить недобросовестного «психолога» — внимательно читать, что он рекламирует, предлагает и обещает. И если Вы видите странные «обещания» типа «изменю участь», «изменю судьбу», «решу ВСЕ ваши проблемы», «помогу избавиться от одиночества» — это равносильно рекламе магических салонов — «сделаю установку на алкоголь и сниму венец безбрачия», — в этом случае стоит предположить, что речь идет если не о шарлатанах, то, как минимум, о методах очень «грязной» конкуренции, спекулирующей на человеческом невежестве и сложных психологических проблемах.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.