Психологическое консультирование как один из самых распространенных видов психологической помощи

Человек впервые обращающийся к психологу (будь то психолог-консультант, психотерапевт или психоаналитик) обычно бывает растерян, полностью сконцентрирован на своей проблеме и дезориентирован. Поэтому, любая психологическая помощь начинается по правилам консультирования, т.е. с психологической консультации.

Консультативная психология представляет собой раздел психологических знаний, содержащий систематическое описание процесса психологической помощи (консультирования).

Основным постулатом консультативной психологии является представление о том, что с помощью специально организованного процесса общения с психологом-консультантом у обратившегося за психологической помощью человека (клиента) актуализируются дополнительные, до этого потенциальные (дремавшие без действия), психологические ресурсы. Актуализировав (разбудив) такие внутренние психологические ресурсы (силы и способности) при помощи методов консультативной психологии, клиент открывает для себя новые возможности для выхода из сложной жизненной ситуации, что в свою очередь позволяет ему по-новому взглянуть на проблему и увидеть альтернативные варианты ее решения.

Основной акцент консультативной психологии — отказ от концепции болезни (именно в этом заключается разница между психологическим консультированием и психотерапией). Обратившийся для психологической консультации человек сам видит свою проблему, сам осознает необходимость ее решения и сам понимает, что не может в настоящий момент быстро справиться с этой проблемой в одиночку, поэтому обращается за психологической помощью. В свою очередь такое осознанное поведение (даже не смотря на наличие психологического затруднения) свидетельствует в пользу его общего психического здоровья.

Этапы психологического консультирования

Психологическая консультация организована не хаотично, в выстроена в логическом порядке, согласно правилам метода психологического консультирования.

1.Начинается психологическая консультация со сбора информации, куда включаются следующие этапы:

  • анализ запроса человека, обратившегося за психологической помощью;
  • анализ жизненной ситуации, или по-другому, анамнез жизни клиента, включает в себя изучение самой проблемной ситуации в контексте личной истории человека;
  • анализ речи и невербального поведения клиента;
  • анализ симптома;
  • анализ сопротивления.

2. В ходе сбора информации у психолога создается общее представление о ситуации клиента, его проблеме, зачастую скрытой от его сознания. Все это дает психологу возможность выдвинуть гипотезу о причине возникновения психологической проблемы и способе выхода из сложившейся ситуации.

Гипотеза, возникшая на данном этапе психологического консультирования, представляет собой ряд предположений и утверждений, устанавливающих связи между событиями жизни, определяемыми внутренним психическим состоянием человека, и поступками, всегда являющимися результатом его личного выбора.

3. После возникновения у психолога гипотезы начинается этап содержательной проработки глубинной проблемы клиента. Результатом данного этапа должно стать расширение сознания клиента таким образом, чтобы проблема и скрывающие ее от сознания защитные механизмы, стали осознанными для действенных способов самоизменения.

Длительность психологического консультирования

Несмотря на долгое описание трех основных этапов работы психолога-консультанта в реальности на оказание психологической помощи в процессе консультирования может потребоваться всего от 1 до 3 встреч. В некоторых случаях, когда речь идет не только о психологической проблеме самого клиента, но и о связанных с этой ситуацией людях (дети и/или супруги), может потребоваться большее количество встреч, но такие ситуации довольно редки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.